Маленькое черное навсегда  

Это платье, которое сегодня кажется естественным, как природное явление, было придумано в середине 1920-х годов Габриэль Шанель. Вещь, считавшаяся некогда революционной, авангардной, сегодня стала абсолютной классикой. Маленькое черное платье наследовало судьбе самой Шанель, начинавшей как революционерка, а в конце жизни шившей гардероб главным буржуазкам мира.

Шанель окружали мифы. Короткую стрижку, которая была приписана ей, на самом деле придумал Поль Пуаре. Борьбу с корсетом также начал Пуаре, а не она. Многие всерьез считают, что Габриэль Шанель стала первым в истории моды модельером, забывая, что англичанин Ворт, чьи годы богатства и славы пришлись на блистательную эпоху Второй империи, создал эту профессию. Только вот к маленькому черному платью придраться нельзя - это изобретение именно Коко Шанель, основной гвоздь ее великой дизайнерской программы.

Маленькое черное платье возникло совершенно случайно, как все простое и гениальное. Однако причина появления этого предмета гардероба была совсем невеселой - не прием и не раут, а похороны. Как известно, Габриэль Шанель была натурой пылкой и увлекающейся, у нее было много романов, но замужем она так никогда и не побывала. Одной из самых ярких любовных историй Шанель считается ее роман с плейбоем Боем Кейпелом, который был женат. В 1925 году Бой Кейпел разбился на Лазурном берегу, и Шанель была сама почти при смерти после того, как узнала эту страшную новость. Современники рассказывали, что она немедленно примчалась на место катастрофы и долго сидела на обочине, молча, закрыв лицо руками. Но официальный траур Шанель носить не могла, поскольку Бой Кейпел был женат не на ней. Ее трауром по Кейпелу и стало маленькое черное платье, которое было отмечено всем ядовитым на язык французским светом как "анекдот, казус, недоразумение".

А через полгода все те, кто смеялся над одеждой (а по сути, над горем) Шанель, заказывали у нее точно такие платья.

Однако если бы не случилось в жизни Шанель этой трагической истории, ей все равно было суждено изобрести такую вещь. Маленькое черное платье как нельзя лучше отражает принципы искусства Шанель. Во-первых, это "чистая вещь", это предмет без прикрас, без декора, без отделки, без орнамента. Здесь есть только форма - узкое платье с полукруглым вырезом и длинными рукавами. Во-вторых, это однотонная, одноцветная вещь. Здесь есть только черный цвет, важнейший для Шанель. Отметим в скобках, что до конца жизни Шанель так и не смогла решить, какой цвет для нее более важный - черный или белый. Каждое новое десятилетие она изменяла черному цвету с белым, а потом наоборот.

Только форма и цвет как лидирующие, основные элементы. Искусство Шанель, которое некогда можно было считать исключительно портновским, на самом деле было тесно связано с целями и задачами европейского классического авангарда.

Известно, что Шанель дружила со многими художниками и театральными деятелями - Пикассо, Кокто, Дягилевым (итогом такого сотрудничества стал знаменитый балет "Голубой экспресс" на музыку Эрика Сати, 1926 год). Однако речь в данном случае должна идти не только об обыкновенной человеческой личной дружбе (а она, несомненно, была - именно Шанель хоронила на свои деньги Дягилева), а о взаимовлиянии искусств. Шанель была той женщиной, которой оказалось по силу подвести черту под всей старой французской модой, которую представлял в первую очередь Пуаре. Поль Пуаре позднее много раз резко критиковал моду Шанель, утверждая, что женщины в ее маленьких черных платьях похожи на бедных телеграфисток. Однако сделать нечто равное по успеху маленькому черному платью он, кумир многих поколений, создатель великих костюмов, роскошных, дорогих и почти театральных, не смог.

Маленькое черное платье Шанель для мира моды то же, что "Черный квадрат" Малевича для мира изобразительного искусства. Нулевая точка отсчета. Рубеж, разделяющий старое и новое, прошлое и будущее.

Другое дело, что история жизни самой Великой Мадемуазель оказалась противоречивой - из пламенной революционерки 1920-1930-х годов в 1950-1960-х она превратилась в истинную французскую буржуазку, символ Правого берега Парижа. Нет и не будет большего знака буржуазности, чем Chanel. А ее маленькое черное платье из оригинальной вещи, вызывавшей когда-то язвительные насмешки и даже упреки в бедности, оказалось самым элегантным и классическим предметом одежды XX века.